Вадим Костроменко – легендарная личность для одесского и украинского кинематографа, и не только. Он известен многим любителям кино своими замечательным и картинами, снятыми в качестве оператора и режиссера. А перечислять заслуги Вадима Васильевича можно долго. А 2017-й год еще и стал знаковым для Костроменко — ровно 60 лет назад он приехал в Одессу и начал работать на Одесской киностудии.
«Мэтр кино» Вадим Васильевич с удовольствием согласился ответить на вопросы пресс-службы кинокомпании «Юг-фильм».
— Вадим Васильевич, расскажите, с чего начался ваш путь в кино?
— Мои родители к кино не имели никакого отношения, разве что косвенно отец. Он был тапером – музыкантом, который сопровождал немые фильмы в кинотеатре. Он играл на многих инструментах. А связать себя с кино, можно сказать, я решил случайно. В школе учительница дала задание написать рецензию на фильм. Я пришел в библиотеку, чтобы почитать что-то о кино и мне попалась книга Анатолия Головни об искусстве кинооператора. И я загорелся, решил, что буду кинооператором. Поехал поступать в Москву во ВГИК, и каково было удивление, когда в экзаменационной комиссии сидел сам Головня! Я поступил. Моим ВГИКовским мастером был оператор высшего класса, педагог от Бога, постоянный соавтор фильмов Михаила Ромма – Борис Волчек. Он не мучил нас азами операторского мастерства, давал нам неограниченную свободу ошибаться, так как ошибки и были лучшей учебой. А еще он говорил: «Хочешь быть хорошим оператором, будь хотя бы наполовину режиссером». Многие мои коллеги поняли это буквально и, побыв операторами, ушли в режиссуру. Закончив учиться, я, в марте 1958 года приехал в Одессу. Помню, как вышел из поезда и шагнул на одесскую землю, то сразу задохнулся морем. А еще меня поразили люди, которых я увидел, особенно, как они разговаривали. Я понял, что это тот город, в котором я хочу жить и работать.
— А дебют в качестве оператора состоялся…
… В картине «Улица молодости» Феликса Миронера, который снимал картину о молодых строителях, выполнявших хрущевскую программу массового строительства жилья. Я с моим коллегой Николаем Луканевым впервые после окончания ВГИКа заняли место у камеры на съемочной площадке, а съемки проходили в Киеве. Кстати, знаменитый режиссер Петр Тодоровский также учился на операторском факультете, но раньше меня. На Одесской киностудии он снял как оператор-постановщик такие яркие картины, как «Весна на Заречной улице», «Два Федора» с Василием Шукшиным в главной роли (где я был оператором параллельных съемок), «Жажда» с Вячеславом Тихоновым. Эти фильмы сделали актеров известными. А в свою первую режиссерскую работу «Верность» в 1965 году Тодоровский позвал меня оператором. Опыту меня был, я успел снять в Одессе как оператор десять фильмов. Надо сказать, с Петей мы сразу нашли общий язык, сдружились.
— Вадим Васильевич, а какая Ваша первая картина в качестве режиссера?
— Это фильм «Всадники». В 1971 году меня вызвал директор киностудии и сказал: «Ты оператор, ты уже снял 13 фильмов и мечтаешь о режиссуре. Есть сценарий про первые дни Великой Отечественной войны». А на дворе уже был сентябрь. Он сказал: «Если успеешь до Нового года, то давай, снимай, и ты спасешь план студии». Я взялся, хотя сценарий был сложнейший, и это был еще двухсерийный телефильм. Мы снимали в городе Чертков Тернопольской области. Картина, на мой взгляд, получилась очень удачной, а раньше ее очень часто показывали, особенно накануне Дня победы, а сейчас нет. А вообще один из моих самых любимых фильмов «Дезертир», который я снял в 1990 году. Там главную роль сыграл молодой Алексей Ясулович. А еще один из главных героев Сергей Чонишвили – сейчас известный актер театра и кино.
— Кстати, Вы храните свои картины на дисках?
— Да, у меня есть абсолютно все картины, снятые в качестве режиссера, но вот в качестве оператора большинства фильмов, к сожалению, нет.
— А что это за фильм «Исповедь», снимавшийся в Одессе, на котором Вы были оператором?
— О, это уникальная картина, которую снимал режиссер Всеволод Воронин в 1962 году. Нам его заказывали, как антирелигиозный, а мы его так сняли, что нам сказали, что ваш фильм льет воду на мельницу попов и священников. Там были потрясающие актерские работы, и там начинал свой путь в большом кино Иван Бортник – знаменитый в будущем «Промокашка» из «Места встречи изменить нельзя».
— Раз речь зашла об этой картине, то нельзя не вспомнить имя Владимира Высоцкого. Расскажите о том, как Вы общались?
— Как коллеги, с большим уважением. Но я даже не помню точно, как мы познакомились, в какой-то общей компании, тогда это было очень просто, ведь мы из одного творческого цеха. Высоцкого я знал еще с конца 60-х годов. Помню, как он работал во время съемок «Опасных гастролей» в павильоне на киностудии – он пел свою знаменитую песню про Одессу. Все вокруг были просто в восхищении. Кстати, он был очень самокритичен. Могу рассказать, как однажды пригласил его с себе домой пообедать, был как раз перерыв между съемками «Места встречи..». Так вот мы пообедали, чем бог послал, и заговорили о картине. Володя мне сказал: «Слушай, какое хорошее кино получатся», а я: «Почему, ты так думаешь», а он – « Какие со мной снимаются прекрасные артисты». Это говорит о многом, он даже не намекнул о том, что картина хорошая, потому что снимается он сам, будучи более, чем популярным актером театра и кино. Я с ним виделся еще и после съемок этой картины. Он приезжал в Одессу весной 1980 года, когда хотел приступать к съемкам картины «Зеленый фургон», но в качестве режиссера-постановщика. Он начал подготовительные работы, подбирал киногруппу, писал песни. Но преждевременная смерть оборвала его планы, поэтому снимал уже позже другой режиссёр, Александр Павловский.
— Вадим Васильевич, Ваш наиболее известный фильм «Секретный фарватер», который до сих пор часто идет на украинских телеэкранах. Можете вспомнить, какие-нибудь интересные детали процесса киносьемок?
— Я снимал по всему Советскому союзу, на Балтийском море, в Балаклаве. Сегодня я такой фильм в жизни не мог бы снять. Ведь за все нужно платить, даже за холостой патрон. А тогда все было проще – Министерство обороны дало команду по войскам, и мне бесплатно предоставляли подводные лодки корабли, десант, все то, что воюет и стреляет. К сожалению, уже нет в живых некоторых актеров, с которыми я работал в картине. Это, к примеру, Владимир Наумцев, который работал до последних дней в одесском ТЮЗе. Нет и того мальчишки Славы Богатырева, игравшего Шурку. Он, правда, больше нигде не снимался, а уже много позже, когда женился, погиб в автокатастрофе. Уникальный был паренек.
— А как Вы его нашли?
— Мы искали героя по всей стране. Мне привозили на пробы детей из Москвы и других городов, и у всех у них в глазах была современность, а у него в глазах была печаль. Он сам был из детского дома. Помню, когда у него был день рождения, то мы ему подарили наручные часы, он их поносил, а потом подошел ко мне и спросил: «Вадим Васильевич, а как по ним время определять?». Он даже этого не знал, как делать, но такой был талантливый паренек.
— А с актером Анатолием Котеневым, блестяще сыгравшим роль Шубина, потом виделись?
— Да, он пару лет назад приезжал в Одессу. Мы встретились, и он меня назвал своим «Крестным отцом». Это же была его первая большая роль. Он был очень харизматичным, настоящим эталоном мужества.
— А кто Вам еще запомнился, как актер в ваших режиссерских работах?
— Юрий Соломин. Я задумал снять картину «Квартет Гварнери» о том, как в разрушенной революцией и гражданской войной стране проводилась операция по спасению раритетных инструментов, которые так и норовили вывезти за рубеж. На одну из главных ролей мне хотелось пригласить именно Соломина. Но на то, что он согласится, надежды было мало. Ведь он – звезда, а я всего лишь был начинающий режиссер. Он согласился на роль в моей картине. А через время я спросил, что же его подтолкнуло дать мне согласие на совместную работу. Знал, что не деньги. Его ответ был прост: «Очень понравился сценарий, а остальное не главное».
– В Вашей творческой карьере, к счастью, есть и актерские киноработы…
— Да, мой если так можно сказать актерский дебют состоялся в 2014-м году в приключенческой картине «Тайна воздушного города» режиссера Игоря Козлова-Петровского. Он снял картину на кинокомпании «Юг-фильм» президентом которой является Эвелина Сергеева.
Так вот, Эвелина оказалась еще и настоящей актрисой, сыграв одну из трех главных ролей — сотрудницу Одесского литературно-мемориального музея Пушкина Наталью.
В центре сюжета это, на мой взгляд, захватывающей картины -история, связанная с магическим перстнем с караимской надписью, который в 1824 году подарила покидавшему наш город Александру Пушкину графиня Воронцова. фильм создавался не только в Одессе, но и в Крыму. На экране запечатлены чудные крымские достопримечательности, например, Бахчисарайский дворец, Иосафатова долина, крепость Чуфут-Кале. Кстати, в романтической картине есть и любовная линия. За сердце Натальи сражались два молодых прекрасных человека, которых сыграли актеры одесских театров Владимир Лилицкий и Сергей Гутько.
Так вот, я сыграл роль дедушки героя Владимира Лилицкого, который, собственно и подсказал героям как найти перстень в ходе опасной крымской экспедиции. И, к счастью, несмотря на многие трудности дружный и работоспособный коллектив кинокомпании «Юг-фильм» смог реализовать такой интересный кинопроект.
Добавлю ,что я также снимался в следующем проекте кинокомпании «Юг-фильм»- детско-юношеском сериале «Клад, или История о волшебных апельсинах» . В одной из 7-ми снятых серий я сыграл роль … .самого себя, то есть директора музея кино, который возглавляю с 1996 года.
— А как сегодня обстоят дела с музеем кино?
— С музеем была и остается та же давняя проблема: нужен ремонт уникального исторического здания, которое уже пришло в негодность. Недавно мы его немного подретушировали, но нужны очень большие деньги на капитальный ремонт, а их нет. Поэтому ждем меценатов, любящих кино и Одессу.
Справка: Вадим Костроменко родился в 1934 г. в Артемовске (Донецкая область).
Заслуженный деятель искусств Украины. Директор музея кино Одесского отделения Национального Союза кинематографистов Украины. Профессор культурологи Туринского Международного института культуры. В творческом активе В. Костроменко 13 фильмов, снятых в качестве оператора-постановщика («Два Федора», «Жажда», «Верность», «Товарищ песня», «Прощай» и т.д.) и 12 картин, поставленных в качестве режиссера-постановщика («Всадники», «Квартет Гварнери», «Сто первый», «Секретный фарватер», «Дезертир» и т.д.). Также проявил себя как талантливый писатель, выпустив четыре книги. Среди них — уникальное документальное издание — каталог-фильмография Одесской киностудии (в соавторстве с Евгенией Рудых).