Выставка Степана Мацюка «Икебана – воплощение красоты  и гармонии»

В преддверие Международного Женского дня, известный одесский ювелир (полный Кавалер орденов  Фаберже)  Степан Мацюк, сделал замечательный подарок, представительницам прекрасного пола,   презентовав  выставку  Икебаны, в Центральной  библиотеке им. И. Франко.

Перед началом  лекции, выступил одесский музыкант, доктор искусствоведения, поэт   —  Евгений Отарович Лукашов, исполнивший на пианино несколько музыкальных произведений.  

Хочется отметить, что Степана Васильевича  Мацюка и Евгения Отаровича Лукашова связывает многолетняя дружба —  оба  увлекаются коллекционированием Камней. Поэтому  Евгений Отарович  Лукашов  вручил   своему другу книгу со своим поэтическим  посвящением.

Далее Степан Мацюк  представил  выставку. Помимо представленных  цветочных композиций  Мастер рассказал о  японском искусстве компоновки срезанных цветов – Икебане. Для каждого стиля существуют свои каноны и правила компоновки. Качество,  концентрация и вариации света играют огромную роль при создании икебаны. Цвет может быть сгущён или разбавлен для контраста и разнообразия. Однако, во всех случаях должен быть соблюдён принцип Гармонии.

 Стоит  сказать,   что  по-разному украшают цветами свою жизнь в разных странах. В каждом  государстве   существуют свои привязанности, обычаи и  традиции, Издревле символика цветов использовалась людьми, особенно в любовных и тайных отношениях.   Но совершенства в этом достигли лишь —  жители Страны Восходящего Солнца. Японская аранжировка срезанных цветов  — Икебана, насчитывает  многовековые традиции.

Степан Мацюк считает, что в этом искусстве  нашёл отражение один из постулатов буддизма об эфемерности и недолговечности  нашего бытия. Мастер продемонстрировал несколько книг,  повествующих об  икебане.

Развитие этого искусства и обучение проходит в  Японии в рамках определённых школ, количество которых исчисляется сотням.  В  своём  проекте  Степан Мацюк представил разнообразные виды  икебаны. Одним из основных традиционных  стилей  является —  рикка.

Первоначально икебана в стиле рикка предназначалась для массивных помещений храмов и дворцов. Композиция рикки  создавалась довольно высокой 1,5-2 метра , и шириной 1 – 1.3 метра  В основе её конструкции разносторонний треугольник – символ гармонии.  Рикка  обычно ставится в высокой вазе с узкой горловиной.

Как объяснил Степан Мацюк, посветивший искусству икебаны более пятидесяти лет,   самое главное для каждой композиции подобрать соответственную вазу. ( Различных  ваз   у Мастера более четырёхсот). В основном это глиняные, деревянные или каменные сосуды, однако существуют и исключения.

Другой стиль —  сёка, является  отражением  более упрощённой  формы,  чем  рикка. В его композиции присутствуют три основных элемента и (из веток и цветов), символизирующие Вселенную или Природу,  Землю или Социум и Человека.  В композиции стиля сёка  Вселенная воплощается в главной ветке – син, Земля  в элементе второй  величины  — соэ, а человек в элементе – тай. Все эти три элемента представляют собой символ  единства в  гармонии.

Одним из любимых стилей японцев – является морибана (композиции в плоских вазах) . Морибана  устраивается в низких вазах: широкие чаши, плоское блюдо, мелкая миска и любая другая подобная вещь, в которой могла бы содержаться вода.  Между композициями в  глубокой и низкой вазе, нет принципиальной разницы. Существенная разница заключается в способах крепления растения при помощи специальных приспособлений  (кензанна)

Существует также стиль —  Хейка, (так называемый нагиерэ) – композиции в высоких вазах с узкой горловиной, в которой ветки и стебли опираются на край вазы.

На базе этих стилей создаются новые, так называемые свободные формы.

В заключение своего выступления  Степан Мацюк продемонстрировал  мастер-класс. Мы увидели, что  из нескольких  или одного цветка   и веточек,  умелые руки  Мастера  могут создать настоящее произведение искусства, сочетающее в себе философский смысл и  наполненное красотой и гармонией.

Автор фоторепортажа: Вячеслав Слисарчук

Translate »