Завершился 11-й Одесский международный кинофестиваль, который в этом году впервые в истории проходил в онлайн-формате с 25 сентября по 3 октября. Теперь можно подвести итоги.
На участие в 11-м ОМКФ было подано 964 фильмы из 40 стран мира. За главный приз — Гран-при — соревновались 12 фильмов-участников Международного конкурса, в Национальной программе участвовало 7 полнометражных и 11 короткометражных лент, в конкурсе европейских документальных фильмов — 8. Всего в конкурсных и внеконкурсных программах фестиваля было показано около 120 фильмов.
Несмотря на новый онлайн-формат, в Одессе состоялся традиционный open air-перформанс на Потемкинской лестнице. 2 октября зрители собрались на показе фильма «голем, как он пришел в мир» под открытым небом. В этом году фильма Карла Бьозе и Пауля Вегенера, которая считается ведущим образцом раннего немецкого экспрессионизма, исполняется 100 лет.
В рамках 11-го ОМКФ в секции «Специальные показы» зрителям ОМКФ показали фильм Олега Сенцова и Ахтема Сеитаблаева «Номера», документальный фильм Грегори Монро «Кубрик о Кубрика» и работу Люди Бокен «Последний кинопоказ в Бухаресте».
Во время ОМКФ в Довженко-центре в Киеве была представлена украинская ретроспектива «Одесские независимы: свободное кино 1990-х», которая объединила ряд основном дебютных фильмов одесских независимых режиссеров. Также в рамках 11-го ОМКФ впервые была представлена внеконкурсная программа «Видения». В секции были представлены фильмы с оригинальным визуально-нарративным кинематографическим подходом, который высоко оценили на мировых кинофестивалях вроде Канн, Торонто, Берлинале и других.
Во время фестиваля были вручены два «Золотых Дюки» за вклад в киноискусство. Лауреатом первой из наград 11-го ОМКФ во время онлайн-церемонии Открытие стал шведский кинорежиссер Андерссон. Еще одну почетную награду «Золотой Дюк» за вклад в киноискусство получил один из самых известных украинских режиссеров Роман Балаян, статуэтку которому вручили во время прямой трансляции церемонии Закрытие.
«11-й Одесский международный кинофестиваль состоялся даже в такое непростое время. Мы не побоялись рискнуть и провести его в гибридном формате онлайн и офлайн. В кратчайшие сроки мы создали уникальную платформу, которую уже посетили 20 000 уникальных пользователей и до конца периода просмотра, в течение следующей недели, мы ожидаем 30 000. Мы получили более 150 000 онлайн-просмотров всех событий. 100 кинодеятелей виртуально приняли участие в кинофестивале этого года. Мы провели масштабный киноперфоманс на Потемкинской лестнице, где показали классику немецкого экспрессионизма «Голем, как он пришел в мир», которому в этом году исполнилось 100 лет. В дальнейшем наша цель — это синергия онлайн и офлайн и привлечения еще большего международной аудитории. Мы 100% встретимся в следующем году на 12-м ОМКФ, ведь вся наша команда работает над тем, чтобы привозить на ОМКФ лучшие фильмы со всего мира «, — отметила Президент ОМКФ Виктория Тигипко.
Из года в год также развивается и расширяется секция Film Industry Office. В этом году она также проходила в онлайн-формате с 29 сентября по 2 октября. В течение этих дней онлайн-мероприятия для кинопрофессионалов, направленные на поддержку и развитие украинской индустрии кино и международное продвижение украинского кинематографа: Питчинг и Work in Progress, серия презентаций и панельных дискуссий, конкурс питчинг сериалов EastSeries, однодневный образовательный интенсив promoLAB совместно с Украинским институтом. Также в рамках индустриальной секции состоялась традиционная конференция Cinema: Backstage Online Edition. Кроме того, впервые состоялся книжный питчинг BookPitch, который был организован совместно с Х Международным фестивалем Книжный Арсенал.
«В этом году профессиональная секция 11-го ОМКФ Film Industry Office, как и фестиваль в целом, происходила в новом формате — онлайн. Но он расширил возможности для поддержки отрасли и развития украинских проектов и их презентации международной киносообществе. В частности, мы провели презентации проектов Work in Progress, East Series, питчинг, а также начали книжный питчинг Book Pitch вместе с «Книжной Арсеналом». Украинские кинематографисты присоединились к однодневной образовательного интенсива promoLAB по эффективному продвижению кино за рубежом и в панельных дискуссий. Уже традиционно мы провели конференцию Cinema: Backstage Online Edition, в рамках которой подняли вопрос ментального здоровья в такие непростые времена, которые мы все переживаем сейчас. Вызовы 2020 стали для киноиндустрии поиском альтернативных путей и методов работы, которые и в дальнейшем все больше интегрироваться в отрасль в комбинированном с оффлайн формат «, — рассказала генеральный продюсер ОМКФ Юлия Синькевич.
Главную награду 11-го Одесского международного кинофестиваля Гран-при получила американская инди-комедия «Ужин в Америке» (реж. Адам Ремейер). А «Приз зрительских симпатий» в Национальной программе вручили ленте «Виктор_Робот» (реж. Анатолий Лавренишин).
Лучшей работой конкурса европейских документальных фильмов стала лента «Военные каникулы» (реж. Мориц(Реж. Мориц Шульц). Специальный диплом жюри Конкурса европейских документальных фильмов получила лента «Земля Ґеварa» (реж. Кутайба Баргамджи) и фильм «Перед оркестром» (реж. Анна-Карин Ґренрос).
Также были вручены дипломы ФИПРЕССИ: лучшим украинским полнометражным фильмом стал «Бес» (реж. Егор Трояновский), а лучшей украинской короткометражной лентой — «Чачьó» (реж. Виталий Гавура).
Жюри Национального конкурса выбрало лучший украинский короткометражный фильм, которым стал «Прощай, Головин» (реж. Матье Ґримар). Награду за лучшую актерскую работу в Национальном конкурсе получила Мария Хомутова за роль в фильме «Двое», (реж. Владислав Ветров). Фильм Адриана Пирву и Елены Максьом «Не все будет хорошо» получил сразу две награды: «Лучшая режиссерская работа» и «Лучший полнометражный фильм».
В номинации «Лучшая актерская работа» Международного конкурса победил ансамбль актрис из фильма «Материнство» (реж. Маура Дельперо): Лидия Либерман, Дениз Карризо, Аґустина Малалы. Лучшим режиссером стал Фабрис дю Уэльс, который снял фильм «Обожествление». А лучшим фильмом жюри назвало фильм «Атлантида» Валентина Васяновича. Специальное упоминание жюри Международного конкурса вручило фильмам «Служители» (реж. Иван Остроховський) и «Ты умрешь в двадцать» (реж. Амджаж Абу-Алалах).
Победителями питчинг Film Industry Office назвали следующие проекты: 60000 гривен от ОМКФ получил проект «Экспедиция-49» Алисы Коваленко. Приз от телеканала «Украина» номиналом в 60 000 гривен вручили проекту «Редакция» режиссера Романа Бондарчука.
В секции Work in progress проект «Стоп-Земля» режиссера Екатерины Горностай получил специальную награду жюри. Приз от телеканала «Украина» в размере 60 000 гривен получил проект «Привоз» режиссера Евы Нейман. Фильм «Рома» Ольги Журбы получил приз 150 000 гривен от Украинского института как проект с крупнейшим международным потенциалом.
Приз EastSeries — комплекс услуг постпродакшн на сумму 20 000 евро от компании Star Media — вручили проекту сериала «Черная пятница» Михала Желински, Польша. В секции Book Pitch награду от компании Star Media в виде скрипт-докторингу получил роман «За спиной» ГАСК Шиян. Призом от Книжного Арсенала — промовидео на информационных ресурсах фестиваля — наградили роман «Дочь» Тамары ореха зернышко.
По случаю завершения 11-го Одесского международного кинофестиваля 4 октября состоялся торжественный прием, во время которого лауреатам вручили их заслуженные награды.
Информация взята с сайта ОМКФ.