Камень для созерцания

Известный украинский ювелир, обладатель нескольких Почётных премий Фаберже —  Степан Мацюк на днях  представил свою уникальную  выставку Суюсэков  в Одесском Музее Западно- Восточного искусства.

В суйсэки (суй — вода, сэки – камень  ) сошлись две стихии: вечно подвижная, живая, текучая вода, обладающая здесь творческой силой ян, и неподвижный, затаённый, как будто «спящий» навеки камень — инь.

 Это искусство глубоко уходит корнями в древность  и имеет давние традиции. Вместе с искусством бонсай — культурой выращивания карликовых деревьев — Япония получила из Китая другое диво: суйсэки — искусство любования камнями. Здесь уместно вспомнить знаменитый киотский «Сад камней» — Рёандзи.

Так же, как дерево, источенное непогодой, причудливая скала или водопад необычной формы и размера, камни на Дальнем Востоке повсеместно и исстари почитались. Им приписывали личностные характеристики: они могли быть подлыми или возвышенными.

Камни, как живые существа, имели лицо, грудь, живот, спину и ноги. Им давали имена, с ними связывались местные предания. В Китае по камням ударяли палочкой и слушали ответный звук. Камнями лечились, с ними общались. Они становились непременными участниками и элементом садового дизайна. Определённые конфигурации камней символизировали Мировую ось, гору Пэнлай (Хорай), острова Блаженных, индуистский или Амидаистский рай.

В восприятии камней соединились первобытная магия и мистика даосов. Камень являл собой космическую силу и энергию, будучи порождением и Неба, и Земли одновременно, он символизировал срединную часть знаменитой китайской триады — Человека.

Суйсэки есть союз двух этих элементов, их вечное объятие, взаимопроникновение, тысячелетнее взаимовлияние, обтачивание и размывание. Холодный неподвижный камень хранит память о вулканической катастрофе, которой он обязан своим рождением. Складки, морщины и трещины есть воспоминание о том времени, когда камень был жидкой, искрящейся лавой, в которой горела сила ян. Эта рябь, это неподвижное волнение навеки впечатаны в него.

 И подобно тому, как любят в Японии случайные наплывы и размывы глазури на керамике, точно так же ценится и титанический труд природы, создавшей причудливые камни: то обточенные временем и изъеденные водой, то обкатанные речной галькой, со стёртыми гранями, — гладкие, круглые, спокойные, а то и шершавые, ребристые, с уступами, острыми пиками, пещерами и сквозными отверстиями…

Но постигнуть суть камня не так уж легко. Во-первых сначала следует увидеть лицо камня: форму, фактуру, цвет. Во-вторых, увидеть образ, который нужно раскрыть. Только увидев суть камня —  приступить к работе. На выставке также представлено олицетворение этого года – композиция – «Бык».

Важнейший элемент это подставка под камень так называемая – «дайза» или «добаи». Дайзы – изготавливаются из дерева, реже из керамики, «Добаи» — изготавливаются из бронзы или терракоты, заполняются песком. В совокупности камни  — творения природы и подставки  —  составляют искусство  —  суйсэков.

Мне хочется добавить, что это  уже вторая экспозиция, так как первая состоялась  там же в  ноябре прошлого года.  На прошлой экспозиции со своим вступительным словом выступила искусствовед – Галина Тимохова.

Степан Мацюк также представил свою коллекцию камнерезного искусства. На различных материалах, таких жемчуг, золото, малахит, перламутр и другие,  народными умельцами вырезаны причудливые портреты исторических деятелей.

 Приобщиться к древнему искусству Суй-сэков можно в выставочном Восточном зале Западно-Восточного искусства.

Авторы: Вячеслав Слисарчук и Вера Погребецкая

Translate »