Прогулка по бульвару Жванецкого
В этом годув марте исполнилось бы девяносто лет — Почетному гражданину города Одессы, известному сатирику, одному из инициаторов создания Всемирного клуба одесситов – Михаил Михайловичу Жванецкому.
О юбиляре, хочется сказать, что он прошёл путь всех одесских гениев: вырос в Одессе, уехал из неё прославился на стороне и…никогда не забывал о своём любимом городе. И город платил ему тоже всенародной любовью. При жизни его фамилией даже бульвар назвали. Вы, например, знаете, ещё какого-то одессита, в честь которого при жизни бы назвали улицу, переулок или бульвар? Вы говорите, что нет таких людей. А вот и есть. Это почетный гражданин города — Григорий Григорьевич Маразли.
В моей поэме об этом деятеле, есть такие поэтические строки.
«За все дела его в Одессе почитали, при жизни даже улицу назвали…».
Так и произошло со Жванецким. Помимо бульвара ему ещё поставили памятник в Одесском саду скульптур. Но что ещё более впечатляет и кажется невероятным, это что даже поставили памятник его портфелю, на котором отдыхает одесский котик. Эту композицию уже неоднократно воровали с подоконника Всемирного клуба одесситов. Однако, возвращали обратно. Но не хочется об этом, а о бульваре.
В 2009-ом году, Эдуард Гурвиц (на тот момент Мэр города Одессы) в честь моего 75-летнего юбилея, созвал внеочередное заседание депутатов, где все единогласно проголосовали за переименование бульвара Искусств. Причем сделали это с таким расчетом, чтобы никому из жильцов не пришлось менять документы, т.к. все дома, примыкающие к бульвару, относятся к другим улицам.
Из интервью Жванецкого: «Когда они назвали, без меня, этот кусок бульвара моей фамилией, то оказалось, что это удобно. Ни одной квартиры с таким адресом нет. Вспоминаю, что мы приехали с друзьями сюда после концерта из Оперного театра. Набрали водки, набрали закуски. Расположились на скамейке, и напились вдрабодан. Я тут буйствовал, кричал: «Я поставлю какую-то тут избушку прямо на асфальте и буду здесь жить». И тогда я был счастлив».
Одесситам нравится гулять в этом месте. Особенно летом, особенно в жару и особенно вечером. Ведь здесь много скамеек, где можно отдохнуть, а ещё отсюда открывается потрясающий вид на море и порт, в котором трудился механиком Михаил Михайлович Жванецкий.
Вспоминаю, интервью Жванецкого о его геройских буднях.
«Один раз, как механик порта я залез на портальный кран. – рассказывал знаменитый сатирик, — У меня были портальные краны в подчинении. Огромное сооружение высоты пятиэтажного дома. Залез по стреле и увидел трещины. Оттяжка стрелы это два таких стержня, которые держат стрелу. А стрела держит груз. И вот я залазю туда и вижу трещины. Тут же сказал своему начальнику. Он полез вместе со мной и спросил, а как ты её заметил? Это же ситуация смертельная! Груз бы упал — человека бы убил или пароход бы разбил. А ты это предотвратил. Молодец! Вот это я считаю своей заслугой. Это моя – наблюдательность!»
Хочу отметить, что если бы не его наблюдательность и талант выслушать собеседника, он никогда бы не стал сатириком, а может, переквалифицировался в крановщики.
А крановщик, между прочим, профессия опасная, можно не только упасть с большой высоты, но и нарваться на большие неприятности. Один мой знакомый. Жора? Нет, но пусть будет — Жора. Так вот он рассказывал – Что однажды его попросили, загрузить трактор на индийское судно. Показали документы.
И как вы думаете, работяга разбирается в этом? Нет, а надо бы. Но я не об этом. Увидев печать ЧМП, Жора согласился и лишь только грузчики стали крепить стропами трактор, чтобы его перенести, как появился охранник и запретил погрузку. Приехали специалисты из Констукторско — Гениального Бюро, сокращённо КГБ, и разобрались за пару дней.
Оказалось, что одни умники просто пошутили, решили продать наш трактор, который ехал на ВДНХ в Африку — индусам. Сварганили документы, и умудрились взять деньги, но не рубли. Были бы рубли, но и черт с ними. А так ведь доллары. Ну и каждый получил согласно своим талантам – отпуск в различные трудокурорты, расположенные в местах вечной мерзлоты. Заодно пострадал и наш Жора-крановщик. Но не хотелось бы о грустном. Но это порт.
А вот бульвар Жванецкого другое дело. Проведу вам небольшую экскурсию.
Начинается бульвар с моста, который одесситы окрестили Тещиным. Существует несколько версий происхождения этого названия. Но мне нравится больше эта.
Шла как-то экскурсия по Тёщиному мосту. А вот я пристроился рядом и закинул ухо. Вы же помните: «Слух у меня плохой, зато уши хорошие!» (цитата из интервью Жванецкого)
Так вот экскурсовод вещает: «Мост назвали Тёщиным в честь того, что зять одного партократа, любил в обед ходить на блины к своей тёще». А тут проходит рядом мужчина и говорит: «А вы знаете, что через Горсад было ближе?»
Экскурсовод смотрит пристально на него и говорит: «А вы откуда знаете?» А ей в ответ – А я тот самый зять.
Эту историю, мне рассказал – зять Михаила Синицы, – того самого партийца, при котором было инициировано строительство моста.
И что только не делали с этим мостом: И сомнамбулы по нему ходили, фильмы снимали, забеги устраивали, в том числе и собачьи, и чудаки сигали с него на тарзанках, и просто…
Но не хочется о грустном…
А как-то новобрачные, которые в день свадьбы и здесь и в окрестностях делают свои фотосессии, решили, что нужно, согласно европейской традиции — цеплять на него замки.
Но в 2014 году в Париже под тяжестью замков любви обрушилась часть парапета моста Искусств.
Чтобы не допустить, такого в Одессе — замки поснимали. И в этот год, количество разводов увеличилось в несколько раз,
Я прямо вижу, как это происходило.
— Циля, почему ты мне изменила?
— Абрам¸ а ты на Тёщин мост ходил?
— Нет.
А вот я была и увидела, что сняли наш замок любви.
— И шо?
— Я сразу поняла, что распался наш брак, и изменила тебе с Изей.
А чтобы с другими этого не произошло, в Одессе появилась — композиция «Сердце любви». И стали на него новобрачные и молодожёны вновь цеплять замки. Вешают и вешают, вешают и вешают, там уже и места нет, а они всё вешают и вешают. А когда какие – то замки снимают, чтобы освободить место. То бац, — происходит развод. Не верите? А вы вот женитесь и проверьте, но может вам повезёт, и вы не разведётесь!
Но мы идём дальше и видим, вот это красивое, но пошарпанное здание — памятник архитектуры – «Шахский дворец».
Первоначально Дворец построили отнюдь не падишахи, как может показаться из названия — а польский шляхтич Зенон Бржовский. Делал он это исключительно из эстетических соображений — чисто по-одесски, повыпендриваться за своё богатство. Он специально решил строить его в противовес Воронцовскому дворцу, находившемуся на противоположной стороне Военного спуска. Однако за участие в Польском восстании Бржзовского, сослали в Нижнее Поволжье, где он и сгинул. Постепенно Дворец стал приходить в упадок. Вот тогда его вдова, стала сдавать дом в аренду, а затем и продала.
В 1910 году его взял в аренду персидский шахиншах – Мохаммед али Шах, для которого здание перестроили по проекту архитектора Феликса Гонсиоровского. Как же шах оказался в Одессе? – спросите вы меня и будете правы.
Так вот на родине шаха — в Персии — Бац! — произошла революция. (1907-1910) Вместе с гаремом шах сбежал в Одессу, где навербовал пролетариев — босяков и матросов. И через год, снова вернулся отвоёвывать власть, но потерпел поражение. (1911) Снова сбежал в Одессу. И здесь шах влюбился.
Экскурсоводы даже покажут вам балкон, откуда шах сбрасывал своих жён за любую провинность. А потом расскажут, что шаху, так намозолил глаза и ещё одно место его гарем, что он стал сбегать из Дворца на Молдованку к своей новой пассии. И вроде жизнь стала налаживаться. А тут снова – Бац! – и в Одессе революция и Гражданская война (1917 -1920)! Шах снова сбежал в Константинополь (Стамбул), прихватив с собою и гарем, и новую любовницу. А там снова – Бац, и снова революция! (1923) Тогда шах сбежал в Италию в Сан-Ремо, где благополучно помер (1925). Но не будем о грустном.
Если пойти вдоль набережной и спуститься по ступеням от Шахского Дворца вниз, то мы выйдем к памятнику «Апельсину или как его называют «Взятке». История эта весьма занятная.
Когда отдала душу императрица Екатерина в 1796 году, то её сын Павел, прекратил финансирование Одессы и строительство порта. Торговля заглохла, и город стал чахнуть. Однако, как-то узнав, что Павел очень любит апельсины, одесские купцы послали новому амператору презент — 300 померанцев. (греческих апельсин). Павлу подарок, очень понравился и финансирование продолжилось. А теперь скажите, что это как не взятка, чтобы получить ещё большие деньги?
Первоначально памятник установили в 2004 году на пересечении улиц Ланжероновской и Пушкинской. Тут же находчивые одесситы стали шутить, какое примечательное и символичное место выбрали для монумента: с одной стороны – мэрия, с другой — бывшее пароходство и областная прокуратура – а ровно посередине памятник «Взятке». Чтобы избежать кривотолков — в 2007 году, памятник решили убрать с глаз подальше на Бульвар Искусств. Ну, что сказать, до недавнего времени памятник весьма гармонично смотрелся, рядом с табличками с его цитатами. Особенно с этой: «Имей совесть — и делай, что хочешь» или «У нас чего только может не быть. У нас всего может не быть. У нас чего только не захочешь, того может и не быть».
А вот здесь, где высятся три десятиэтажки, Так вот на этом самом месте, когда-то находился вишнёвый сад с усадьбой, принадлежащий помещице Васильевой, которую А.П. Чехов вывел в образе дочери Раневской Ани, а её слугу в образе Фирса. И что же? То же что и всегда, как говорил знаменитый сатирик: «Снесли, распилили, продали, раскопали, застроили, продали».
Идем дальше и видим, слева площадь с детской площадкой, в центре памятник, а дальше «Дом художников», откуда художников провожают в последний путь. Особо именитые имеют на фасаде дома со стороны бульвара свои памятные мемориальные доски.
Однако сто лет тому назад, на этом месте стоял замок магната Константин Карловича де Азарта. Это было величественное палаццо в английском стиле. Интересно, что до этого здесь стоял домик с привидениями. И всё, как всегда! домик — снесли и построили Дворец. Во Вторую Мировую войну его разбомбили, да так, что не осталось даже камня на камне. Однако, на привидениях, это никак не отразилось, они никуда не девались, а просто затаились на время.
Ну вот, только начал экскурсию, а уже нужно бежать по делам, а хотелось так ещё о многом поведать. И о полётах Уточкина на воздушном шаре, запущенных с соседнего участка, об историях, произошедших на Ювелирном заводе, о Дворце Потоцкого и первой ёлке, подземном гроте, катакомбах под бульваром, а также о знаменитой арке, где снималось множество фильмов и о многом другом, однако — цейтнот.
Вот немного прошлись и увидели, что проводится современное освещение, перекладывается брусчатка, возводятся многоэтажки, скоро появятся и первые адреса на бульваре, так, что процесс не стоит на месте. Как сказал, какой- то греческий умник по имени Гераклит: «Всё течёт, всё меняется», но как добавляет знаменитый сатирик, — но не всегда в лучшую сторону. А мы таки будем надеяться на лучшее.