Киновед, член Правления Национального Союза кинематографистов Украины, почётный работник культуры Украины, академик Международной академии литературы, искусства и коммуникаций, автор и ведущий телепрограмм – всё это Евгений Женин.
В одной из новых серий четвертого сезона мультимедийного проекта «Пантеон Одессы» он рассказывает о фундаторе одесского телевидения режиссере Игоре Кривохацком; о редкостной души подлинном одессите – заместителе директора всемирного клуба одесситов – Аркадии Креймере; о легендарном и любимом горожанами старшего поколения фотохудожнике Дмитрии Зюбрицком; о сколь неоднозначной, столь и знаковой для Одессы личности – Викторе Кулеваре. А когда съемки этой серии были завершены, Евгений Женин ответил на наши вопросы.
— Евгений Зусьевич, какова ваша роль в проекте «Пантеон Одессы»?
— В титрах я значусь редактором проекта. Ну, и хотел бы считать себя одним из его соавторов. Свою задачу вижу в двух основополагающих моментах. Первое – сделать так, чтобы те люди, события те факты славной истории Одессы, которые заслуживают быть отмеченными – и вправду были достойно и убедительно отражены на экране. И второе — чтобы это было не наскоком, не по так называемым «современным», то есть квази-телевизионным или псевдо-кинематографическим меркам, а чтобы это было всерьёз и фундаментально, потому что я убежден: этот проект – не однодневка. Не имеет он права быть однодневкой. Мы ведь говорим об истории Одессы, и хотя она насчитывает немногим более двух веков, однако событий и невероятных виражей в ней — немерено! И если через год, или через пять лет, да и гораздо позже, те или иные детали, о которых мы говорим сегодня вскользь, окажутся существенными, и к ним можно будет обратиться, как мы обращаемся к Энциклопедии — вот тогда, наверное, пусть уже и после нас, можно считать, что задача выполнена. И, как редактор проекта, я вижу свою задачу именно в этом.
— Проводили ли вы исследование, какое кино смотрят сейчас зрители?
— Ответ — до простого банален: хорошее кино хотят смотреть зрители! И вовсе не надо раскладывать по полочкам, что нужно, а чего не нужно тут делать. Одно время вдруг категорически проповедовалась необходимость только детского кино. Дескать, в первую очередь нужны именно детские фильмы! В другой момент – циркулярно требовали только историческое, и никакого иного. Позвольте, а современность?…
— Чем в украинском кино, на ваш взгляд, сегодня можно гордиться?
— Хочется отметить, что в последнее время документальное кино по уровню, превалирует над игровым. Когда есть такие замечательные мастера, как Валерий Балаян. Андрей Загданский, вот такого калибра корифеи – естественно, и кино получается настоящее, мощное. А в игровом кино, честно скажем, куда больше проблем…
— Расскажите о вашей работе с Игорем Козловым – Петровским.
— Нас с Игорем Козловым-Петровским связывают не только несколько десятков лет дружбы, но и те же десятки лет моей редакторской работы с ним. Игорь не даст мне соврать: более жёстко, более непримиримо его никто другой так не критикует. Зато удаётся сделать иногда и впрямь классные работы. Например, фильм «Тарантелла поздней осени» — это первое, а к тому же принятое и публикой, и профессионалами достойное представление на экране гениального педагога Петра Соломоновича Столярского. Ну, а говоря о проекте «Пантеон Одессы», можно сказать, что это история города настолько плотно сгруппированная, что к ней можно обращаться даже системно, если хотите.
К слову, 19 марта должна выйти уже и книга по следам «Пантеона Одессы», и в рамках ее презентации планируем показать уже совсем новый фильм, который имеет отношение к «Пантеону…», но при этом является отдельным, самостоятельным по сюжету и форме произведением. Это документально-игровой фильм об одесской династии Толстых. Все знают об Одесском Доме Учёных – это особняк графа Толстого. Мы знаем, как кинематографисты любят это здание, многие популярнейшие фильмы снимали здесь – вспомните, к примеру, «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Опасные гастроли», «Мсье Робина» и много других кинокартин. Но далеко не все знают историю того человека, той династии с чьим именем связан этот изумительный памятник архитектуры. Так вот, новый фильм об этом и повествует.
А ещё мне хочется обратить внимание на то, что неизменный настрой Игоря Козлова Петровского – это влюбить зрителя в Одессу настолько же, насколько её любит он сам. Как все мы ее любим. И с таким настроем работа у нас должна продолжаться.
— Зрители сегодня избалованы: в интернете можно смотреть все. И потому – вопрос: как, на ваш взгляд, может быть воспринят ими «Пантеон Одессы»?
— Знаете, некоторые субъективные моменты, безусловно, имеют и объективную составляющую. Ну, вот моя жена, когда смотрит программы «Пантеона Одессы», говорит, что ей интересно в них и то, о чем она знала раньше, и то, о чем узнала из них впервые. А она, между прочим, пристрастна и требовательна в этих вопросах. Или вот еще: другое поколение, с другими ориентирами — внуки неподдельно увлекаются тем, что они видят на экране, когда я просматриваю рабочий материал… Мне кажется, это говорит в пользу того, чем мы занимаемся, разве не так?
А если говорить шире… Так или иначе, но сиюминутные, якобы модерновые ритмы, весь этот шоу-бизнес и телевизионное мыло, которые язык не повернется назвать культурой или искусством — это всё преходящее, а вот то, что останется на годы и десятки лет – останется классика нашего кино. Судите сами. Несколько лет назад, на открытии Дома кино в Одессе, мы показывали фильм «Молчи, грусть, молчи» (1918г. ), с участием Веры Холодной и Петра Чардынина. Пришла молодёжь. И именно молодые зрители сидели буквально с открытым ртом, они были в восторге. Прошло ещё немного времени — и мы показывали картину, созданную более 60 лет назад на нашей Одесской киностудии — «Весну на Заречной улице» Марлена Хуциева и Феликса Миронера. Казалось бы, простая история, без спецэффектов и наворотов, но после просмотра выходили восемнадцатилетние, которые видели картину впервые — и они были ошеломлены, более того – озарены! Значит, если есть Искусство — то, слава Богу, оно доступно разным поколениям.
Вот мне и хочется, чтобы то, что мы делаем, имело право прописки в категории «Искусство». Если это удастся — значит, что мы чего-то добились.