Ярким событием 11-го ОМКФ стал показ немого фильма «Голем, как он пришел в мир» на Потёмкинской лестнице. Однако по сравнению с предыдущими показами, зрителей было не так уж и много. Можно было себе спокойно найти свободное место для просмотра.
Хочется отметить, что эта картина была организаторами выбрана неслучайно, ведь именно в этом году ленте Карла Бьозе и Пауля Вегенера, которая считается ведущим образцом раннего немецкого экспрессионизма, исполняется ровно 100 лет.
Несколько слов о сюжете: Немой фильм ужасов «Голем, как он пришел в мир» снят по мотивам еврейской легенды, повествующей о глиняной статуе, которую оживили с помощью магии. Действие ленты происходит в пражском гетто в 16 веке. Император собирается выгнать евреев из города под проводом, они практикуют черную магию. Раввин Лев хочет это предупредить и видит единственную возможность — действительно обратиться к темным силам. С помощью демона Астарота он оживляет статую голем. Но совсем скоро все выходит из-под контроля.
Показ ленты на Потемкинской сопровождал камерный оркестр под руководством заслуженного артиста Украины Игоря Шаврука. Музыканты исполнили саундтрек к фильму, написанный израильским композитором Бетти Оливеро. Аранжировку создал один из основателей международного возрождения концертов немого кино Гонтер — А. Бухвальд. Он считается одним из лучших дирижеров сопровождения фильма, поскольку провел уже множество киноконцертов «голем» по всему миру с момента его премьеры в 1997 году в Венском Концертхаусе.
Мне же хотелось бы отметить, экспрессивную музыку с еврейскими мотивами, передающую настроение картины, а также яркие еврейские типажи выбранные режиссером – Паулем Вегенером, сыгравшего роль самого Голема. Картина изобилует для той поры новаторскими спецэффектами. При съёмках сцены оживления мёртвого Голема, по словам сорежиссёра фильма Карла Бёзе, «не годились ни технические, ни физические, ни химические приёмы и способы». Расчёт делался на воображение зрителя и на иллюзию. Сцена оживления была реализована простой заменой объекта на живого актёра. Для этого Альберту Штайнрюку, который играл раввина, потребовалось изобразить неловкость при чтении пергамента до такой степени, чтобы казалось, что он вот-вот его уронит. В этот момент, когда взгляд зрителя был устремлён на лицо актёра, объект подменялся живым актёром — Паулем Вегенером.
Эта кинокартина по праву вошла в мировой кинофонд, ведь созданный образ Голема весьма узнаваем.
Информация частично взята с сайта ОМКФ.