Ирина Токарчук – известная одесская актриса театра и кино. Многие ее помнят по запоминающейся колоритной роли «тети Симы» из телепрограммы «Джентльмен-шоу», хотя еще до этого роли Ирина Сергеевна сыграла большое количество разноплановых ролей, как в театре, так и кино.
О своем большом творческом пути, встречах с известными актерами и многом другом – Ирина Токарчук рассказала в интервью пресс-службе кинокомпании «Юг-фильм».
— Ирина Сергеевна, какая Ваша первая роль в кино?
— Вы знаете, мне тяжело вспомнить, какой это был фильм, потому что там был совершенно небольшой эпизод в массовке. В той картине в Одессе снималась Любовь Полищук. А вот уже первая серьезная роль в кино была в фильме Киры Муратовой «Среди серых камней». Это было в 1982 году , и тогда я была еще студенткой – училась на 2-м курсе в ГИТИСе. Мне пришел вызов в институт, и я поехала на сьемки в Каменец-Подольский, где познакомилась с Кирой Георгиевной, у которой потом еще снималась в нескольких картинах. А затем была роль в известном фильме «Зеленый фургон». Я там играла какую-то из девиц «малины» на бандитской встрече.
Эта картина режиссера Александра Павловского очень запомнилась зрителю, потому что, кроме прекрасной музыки и одесской темы, был подобран очень сильный состав актеров: Александр Демьяненко, Бронислав Брондуков, Регимантас Адомайтис, Эдуард Марцевич и другие.
Затем мне снова повезло – я попала в еще одну более чем известную картину «Одиноким предоставляется общежитие». Мы снимали в Орехово-Зуево. А я сама до этого жила в «общаге» и хорошо была с такой обстановкой. В картине снимались уже известные Александр Михайлов, Наталья Гундарева, с которыми мне посчастливилось познакомиться. Там же я подружилась с многими молодыми актрисами, например , с Татьяной Агафоновой.
— Вы также работали с, увы, ушедшим из жизни Богданом Ступкой.
— Да, причем я снималась с Богданом Сильвестровичем в нескольких картинах. Могу вспомнить фильмы «Стрелять немедленно» и «Сонька – Золотая ручка». Вот в «Соньке» Богдан Сильвестрович сыграл отца Соньки, а я – няньку. Снимали россияне, а мы были вдвоем с Украины, все остальные – питерцы. Сьемки шли, в основном, по ночам, за нами приезжала машина и мы ехали под Одессу, по пути много разговаривали. Помню, что мы виделись с ним последний раз в Киеве. Мы встретились на кинофестивале, который он сам же и создал. Фестиваль прошел всего два раза и я приехала как раз на второй. Вместе с Богданом Сильвестровичем мы давали пресс-конференции, так как от Украины в конкурсной программе был фильм «Стрелять немедленно».
Вообще с Богданом Сильвестровичем мы очень много общались. Скажу что он безумно простой и в то же время сложный. Кстати, я знала, что он серьезно болен, но не от него самого, а от некоторых общих знакомых. Он всегда был собран на площадке и никто не замечал, как ему плохо. Могу привести еще один пример – я как-то снималась с Георгием Жженовым – не помню в какой картине. Ему было уже за 80 лет, и он стоял на холоде и мерз, но он даже глазом не моргнул. Он был настолько волевым человеком – у него была такая закалка после всех этих сталинских лагерей, где он сидел, и это было поразительно. Это сейчас – «молодняк» – может приехать и сказать: «Мне в вагончик надо это, это и это». И еще они не всегда будут готовыми к работе. А с такими великими людьми работать было одно удовольствие. Вот, помню, как снималась с Еленой Яковлевой – так она себе никогда не позволит быть в стороне от кого-то. Если какой-то актер стоит и мерзнет, то она обязательно его позовет к себе. А молодежь действительно другая – у них уже есть агенты и требования и «райдеры» и начинается вся эта кутерьма.
— Вы упомянули картину Вилена Новака «Стрелять немедленно», а как Вам работалось с актером Юрием Степановым, который впоследствии трагически погиб в ДТП?
— О, это для меня больная тема, я была в шоке, когда узнала, что Юра трагически погиб и потом не спала всю ночь. Я с ним очень подружилась на сьемках этого фильма в Одессе. Юра – был очень милый и внимательный человек, а актер – потрясающий. С ним работать было одно удовольствие. Кстати, на кинофестивале, который основал Богдан Ступка, Юра уже посмертно получил награду за роль в фильме «Стрелять немедленно».
— Конечно, хотим Вас спросить о работе в детско-юношеском сериале нашей кинокомпании «Юг-фильм» «Клад, или История о волшебных апельсинах». Расскажите о Вашей роли, с кем Вы работали на площадке.
— Съемки этого сериала стали для меня подарком, ведь я я очень люблю детское кино. Вообще съемки в любом детском фильме для меня настоящий праздник. В этом замечательном сериале я сыграла директора детского Дворца творчества, которая на протяжении 6 серий воспитывает одесских детей, постоянно ищущих клады и попадающих в опасные истории.
Вместе со мной снимались многие замечательные и заслуженные артисты: Олег Школьник, Сергей Поляков, Андрей Гончар, Анатолий и Зинаида Дриженко. И, конечно, назову юных актеров-главных героев. Это Данил Чумак, Максимилиан Арбатский, Дарья Мандур, Всеволод Форманюк, Верона Маркова, Елизавета Шубникова. Большинство этих ребят являются воспитанниками продюсерского центра «Доминик Джокер», расположенного на Одесской киностудии. Хочу сказать слова благодарности в адрес режиссера Игоря Козлова-Петровского и президента кинокомпании «Юг-фильм» Эвелины Сергеевой. Благодаря их усилиям кинокомпания реализовывает такие добрые светлые проекты.
Кстати, после съемок в сериале мне снова повезло сняться у Игоря Козлова-Петровского в последнем приключенческом детско-юношеском фильме «Тайна старой крепости». Картина повествует о том, как в знаменитой Белгород- Днестровской крепости одесские школьники ищут таинственный турецкий клад. Они попадают в опасные приключения, сталкиваясь в ходе поисков с троицой бандитов, известной по сериалу «Клад».
Съемки проходили в Одессе и Белгород-Днестровской крепости и мне было очень интересно побывать и сниматься в таком уникальном историческом памятнике архитектуры.
У Вашей кинокомпании прекрасная творческая группа и если меня пригласят в новые проекты, то я с удовольствием буду соглашаться.
— Ирина Сергеевна, у Вас очень фактурная внешность. Вас часто узнают на улице?
— Постоянно! Когда на улице к тебе подходят и говорят хорошие слова – это приятно радует. Но бывает и наоборот – это раздражает, утомляет и это просто назойливость. Ведь я иногда могу быть не в форме , допустим, немножно опухшей, а люди видят и тут же думают – вон, смотрите тетя Сима запила, хотя на самом деле тетя Сима, то есть я, вообще не пью. Но я порой отношусь к этим взглядам и слухам по-философски – все мы люди, а людям свойственно что-то выдумывать. Но я обычный человек – я езжу на общественном транспорте, все вижу и слышу. Поэтому мне очень просто работать на сьемочной площадке, потому что я не отстранена от обычной жизни.
— Как Вы упомянули, Вас часто ассоциируют с персонажем тети Симы из «Джентльмен-шоу». А как Вы сами к ней относитесь?
— Очень хорошо, она меня, можно сказать и ведет по жизни, ведь этот актерский типаж повлиял на мою творческую карьеру. Я всегда говорю, что если бы была Симой в жизни, то мне бы в любом случае очень легко жилось.
Не знаю, как этот образ возник, как-то спонтанно, сам по себе из той одесской жизни, которую я хорошо помню. Ведь раньше в старых одесских двориках все друг друга знали, все рассказывали, как борщ варить, как ребенка купать и пеленать. И в шахматы и домино играли, не ругались, а дружили. Это все в характере у настоящих одесситов, которых сейчас очень мало.
— Кстати, артисты часто обижаются, когда к ним приклеивают ярлык какого-то одного персонажа…
— Да, это бывает , как например, Александр Демьяненко не любил, когда его постоянно называла Шуриком и показывали пальцем вслед. А я по этому поводу даже шучу и говорю, что, когда умру, на памятнике напишут: «Ее звали Сима!». У меня уже было много случаев, когда люди приходили на спектакль, а потом шли за кулисы и говорили: «Мы полспектакля не могли понять, где ты». Мне это очень приятно, что они не находили Симу на сцене, а там могло быть что-то другое и не менее интересное.
— Ирина Сергеевна, немного спрошу Вас о личном, что Вы любите из музыки?
— Люблю, так называемые, эмигрантские песни – Александра Вертинского, Петра Лещенко – это то, что я когда-то слушала в детстве и юности и слушаю до сих пор. Также люблю и современный французский шансон, например «Гару» и Патрисию Каас, на одесском концерте которой мне удалось побывать и я получила огромное удовольствие.
— Какая Ваша последняя работа в кино?
— Недавно я закончила съемки в новом приключенческом фильме «В гостях у Дракулы или бал не совсем чистой силы», который сняли силами продюсерского центра «Доминик Джокер». Съемки проходили осенью этого года в Одессе и Румынии. Я получила огромное удовольствие от работы с юными воспитанниками творческой мастерской «Доминика Джокера». В этом приключенческом фильме ребята попадают в знаменитый замок Дракулы, где их ждало множество суровых испытаний. В конце будет очень неожиданная развязка , а зрители узнают, чем все закончится, посмотрев фильм, который, я надеюсь, выйдет в широкий прокат.
Я рада, что в последние годы в Одессе постоянно стали снимать детское кино. Сейчас появились молодые предприимчивые люди, о которых я говорила выше, которые находят возможность снимать доброе детское кино, которое я уверена будет жить и далее.
Справка: Ирина Токарчук родилась 20 июля 1959 года.
В 1983 году окончила ГИТИС (Москва).
Работала в драматическом театре г. Орехово-Зуево. Актриса Одесского Русского драматического театра и Одесского Дома клоунов. С 1992 года – актриса юмористического телевизионной программы «Джентльмен-шоу».
Участвовала в работе проекта «Маски-шоу», играла в театральных постановках этого проекта: «Отелло», «Орфей и Эвридика», «Ромео и Джульетта».
Огромную популярность Ирина Токарчук приобрела благодаря роли «тети Симы» из одесской коммунальной квартиры («Джентльмен-шоу») вместе с актером Яковом Гоппом, сыгравшим мужа Яшу.
Снялась более чем в 50 фильмах и сериалах, среди которых – «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», «Разведчики. Война после войны», «Колечко с бирюзой», «Иван Подушкин. Джентльмен сыска-2» и т. д.
В картине «Зеленый фургон», 1983 год
«Улыбка Бога, или Чисто одесская история», 2008 год
«Жизнь и приключения Мишки Япончика», 2011 год
Знаменитый тандем Яша и Сима – Ирина Токарчук и Яков Гопп – на Одесском международном кинофестивале, 2013-й год